- ДЕКОНСТРУКЦИЯ
- (deconstruction) — постструктуралистсю, интеллектуальное движение, особенно влиятельное во Франции в США с начала 1960-х гг. Термин особенно связан с творчество французского философа Жака Дерриды, разработавшего критические анализы в области феноменологии, соссюрианской лингвистики, структурализма и лаканианского психоанализа. Деррида утверждает, что язык является непостоянной средой, которая ни в каком значении не может непосредственно нести смысл или истину. Он привлек внимание к способам зависимости западных философий от метафоры и метафорической риторики в построении "происхождения", "сущности" или двойных концептуальных систем — природа/культура, мужское/женское, рационализм/ иррационализм — где один из терминов — привилегированная норма, устанавливающая институционализирующуюся затем иерархию значений. Замысел деконструкции состоит в том, чтобы показать амбивалентность всех текстов. Их можно понять только в связи с другими текстами (интертекстуальность), а не с каким-либо "буквальным значением" или нормативной истиной. Отрицая, что мы имеем какой-либо непосредственный доступ к действительности, не опосредованный языком, Деррида дает критический анализ и позитивизма, и феноменологии. Он также прослеживает, до какой степени западная лингвистика и философия проникнуты фоноцентризмом — привилегированным понятием речи как голоса или "присутствия" сознания — илогоцентризмом — убеждением, что слово трансцендентального значения (например, Бог) может обеспечивать основу для целой системы мысли. Для Дерриды любое такое трансцендентальное происхождение или сущность значения — явная фикция. Социальные идеологии поднимают определенные понятия — Свободу, Справедливость, Власть — до положения источника, из которого получены все другие значения. Но вопрос здесь заключается в том, каким образом какой-либо из подобных терминов предшествует другим значениям, посредством которых его смысл отражается на практике. Поэтому любая система мысли, зависимая от первичного принципа, "метафизическая". Кроме того, Леви-Стросс последовательно возвышает этноцентристское представление о природе над представлением о культуре; структурализм, вообще, зависим от замысла выработки общих законов, основанных на двоичных противопоставлениях. Лакан рассматривает подсознательное с точки зрения языка, но затем попадает в ловушку, считая подсознательное источником "истины" - Сложна связь между деконструкцией и марксизмом. С одной стороны, Деррида показал, до какой степени марксистская теория была зависима от метафоры (например, базис/надстройка) в разработке всеобщей концепции мира, с другой — он при случае сам объявлял себя марксистом, доказывая, что деконструкция — политическая практика раскрытия ошибочной логики, согласно которой социальные учреждения поддерживают свою власть. Пока Деррида придерживался прогрессивного, радикального критического подхода, его творчество было принято литературной критикой, в частности в США (Йельской школой деконструкционистов), лишено политической силы и направлено в русло сосредоточения на "неразрешимости" значения. По иронии судьбы, Деррида сам указал способы, которыми такие стратегии деконструкции могут в конечном счете находиться на службе у господствующих политических и экономических институтов.
Большой толковый социологический словарь.— М.: АСТ, Вече. Дэвид Джери, Джулия Джери. 1999.